![]() |
Разумно о фото - 2009или "РОФ mark II"Автор: Афанасенков М.А., http://www.afanas.ru, Е-mail:mike@afanas.ru |
Немного "подковавшись" в терминах и основных параметрах, вернёмся к самому началу статьи. Итак, какую же камеру выбрать? Какая "лучше"? И существует ли такая вообще? На любом форуме уже много лет ведутся бесконечные споры "у кого выше качество", "что удобнее", "что лучше" и т.п. Основная ошибка почти всех подобных дискуссий - оперирование абстрактными понятиями "качества", "удобства", "оперативности", "хорошести". Попробуем немного систематизировать их. Предлагаемая ниже система не претендует ни на полноту, ни на строгость, она лишь указывает примерное направление мысли ;). Все термины - мои собственные, возможна другая их трактовка в других источниках.
Итак, аппарат охарактеризуем двумя основными свойствами: "качество" и "удобство" . В свою очередь "качество" складывается из трёх основных составляющих - "статическое качество", "динамическое качество" и "творческое качество". Рассмотрим каждое из них поподробней.
Параметр | Пояснение | От чего зависит и с какими камерами "дружит" |
Разрешение | Способность передать мелкие детали. | У всех камер зависит от объектива и (визуально) от степени внутрикамерного "шарпинга". У ультразумов (в среднем) хуже. Для любителей, как правило, не слишком существенно, если не слишком часто печатать А4 и крупнее... |
Аберрации | Искажения объектива, "не вошедшие" в разрешение, в частности - ХА и кривизна линий. Сюда же можно включить и прочие "дефекты" оптики, типа виньетирования. | Увеличиваются с ростом зума и падением цены объектива. Минимальны на дорогих "фиксах", максимальны на недорогих "супергиперзумах". |
Натуральность цветов и динамический диапазон. | Плавность и натуральность оттенков, способность передавать контрастные сюжеты без "завала" деталей в тенях или светах. | Зависят в основном от геометрического размера матрицы. У бюджетных зеркалок - примерно как у любительской плёнки прошлого века.
у меньших матриц (1/1,8" и тем более 1/2,5") - значительно хуже. Различия очевидны на любом размере отпечатка, но не на любом сюжете.
Снижает риск потери деталей на контрастных сюжетах наличие формата RAW, особенно 10-12-битного. |
Шумы. | "Зернистость", "цветные пятна", а также следы работы шумодава - неестественные структуры, "мыльность", "пластмассовость". | Всё определяется геометрическим размером матрицы. Смотри диаграмму Афанасенкова. |
Экспозиция. | Отработка экспоавтоматики. | Вполне достаточная у компактов. Ещё лучше - у зеркалок, хотя отличия для любителя статистически незначительны. |
ББ | Точность автомата баланса белого. | Вопреки легендам, абсолютно "умных" автоматов нет ни у кого, ни у дорогих, ни у дешёвых камер, ни у зеркалок, ни у мыльниц.
Более того, это даже теоретически невозможно. Есть только две панацеи - ручной ББ по листу и съёмка в RAW.
Заявления, что "камера Х хорошо снимает на автомате, а камера Y обычно желтит", как правило относятся к очень узкой статистике. У кого-то, скажем, на портретах, так оно и есть, а у Вас, скажем на вечерних пейзажах, всё легко может быть НАОБОРОТ. |
Параметр | Пояснение | От чего зависит и с какими камерами "дружит" |
Лаг | "Тормознутость" - время от нажатия на кнопку до самого кадра. | Минимальная задержка - у зеркалок. Максимальное - у цифрокомпактов. Вплоть до того, что снимаемый объект успевает покинуть кадр или повернуться затылком. |
Скорость и точность автофокуса. | Подмножество "тормознутости", но иногда имеет самостоятельное значение... | Максимальная - у зеркалок с ультразвуковыми объективами. Затем - у остальных зеркалок. Все "незеркалки" имеют другой принцип (контрастный, а не фазовый) автофокусировки, и поэтому медленнее. |
Ручной фокус. | Скорость и удобство ручной установки фокуса. | На порядок выше у зеркалок. Поменьше у "пзевдозеркалок" (кольцо на объективе, но вместо зеркала - мониторчик). И совсем никуда не годится у компактов с кнопочным управлением. |
Точки фокусировки | Наличие нескольких точек и возможность быстрого переключения между ними часто удобнее, чем пользование "фокус-лок"-ом. | Лидеры - аппараты с ручной установкой точки (в том числе большинство зеркалок). Хуже всего если вообще нет точек и непонятно куда наведётся автофокус... |
Скорострельность | Способность быстро снять длинную серию кадров. Любителям нужна нечасто. | Максимальна у дорогих зеркалок, в них специально делают большой буфер. Сопоставима у бюджетных зеркалок и приличных мыльниц. Для специфических применений Casio выпускает особоскоросрельные мыльницы |
Параметр | Пояснение | От чего зависит и с какими камерами "дружит" |
ГРИП | Недостаточно малая для портрета (или иного смыслового выделения). | Больше всего зависит от размера матрицы. См диаграмму Афанасенкова. Аппараты с малыми матрицами не могут иметь малой ГРИП принципиально. |
ЭФР | Недостаточно широкий угол или недостаточно длинный фокус при невозможности "скадрировать ногами"(подойти или отойти). | Вопреки рекламе, зависит не только от КРАТНОСТИ зума, но и от значения ЭФР на "коротком конце". Иногда "наехать" можно и кадрированием (с потерей разрешения), однако "расширить" поле зрения гораздо труднее. Склейка качественных панорам для любителя - достаточно нетривиальная задача. |
Минимальный макрообъект. | Обычно указывается либо масштаб, либо минимальная дистанция фокусировки. Выше объяснялось, почему это не всегда удобно... | Зависит от размера матрицы и конструкции объектива. У некоторых цифрокомпактов с небольшой матрицей очень внушительные макровозможности. Зеркалки требуют применения специальных объективов или приспособлений (колец, насадочных линз). |
Чувствительность | Способность снять при низкой освещённости (без вспышки и "шевелёнки") при нормированных шумах. | Зависит от светосилы объектива и площади матрицы. Удобно сравнивать в координатах Аэкв-ШИСО. Рекламные значения высоких (максимальных) ISO ничего не значат, ибо приводят к ужаснейшим шумам. При разумных шумах даже с дешёвым "китовым" объективом бюджетные зеркалки показывают более высокую чувствительность. При покупке светосильной оптики чувствительность возрастает ещё в 4-8 раз. |
Динамика | См. выше - "динамическое качество". Иногда весь "творческий" смысл сводится именно к "точно поймать момент". Поэтому многие пункты "динамического качества" иногда уместны и здесь. | Я оставил "динамическое качество" отдельным разделом, т.к. оно влияет на ВСЕ динамичные фотографии, даже на совсем не "творческие" и не "художественные". |
Расширяемость | Способность работать со светофильтрами (в т.ч. поляризационными), внешними вспышками и т.п. позволяет иногда решать много творческих задач. | Существует у всех зеркалок и лишь у самых дорогих цифрокомпактов. Требуется не только чисто физический "башмак" и резьба на объективе, но и подходящие алгоритмы экспозамера. |
Параметр | Пояснение | От чего зависит и с какими камерами "дружит" |
Размеры и вес | Влияние на переноску. Чем компактнее, тем проще таскать с собой... | Как правило, размер коррелирует с размером матрицы, светосилой объектива и иногда кратностью зума (в случае если его светосила
на длинном конце падает медленно). То есть, как нетрудно догадаться, качество падает (как правило) вместе с размерами...
Тем не менее, иногда лучше плохой снятый кадр, чем хороший, но не снятый из-за того, что камера осталась дома... |
Эргономика | Те же размеры и вес, но в разрезе "удобно держать в руках" при съёмке. Расположение кнопок и колёсиков. | Зависит как от стиля съёмки, так и от привычек снимающего. Многим нравится крупная "как влитая", к тому же меньше смаз. Другим наоборот - "чтобы руки не уставали держать"... По описанию оценить невозможно - нужно идти самому в магазин и "щупать". |
Энергообеспечение. | Тип элементов питания и "аппетит" (на сколько кадров хватает). | Если с "аппетитом" всё ясно (чем больше кадров, тем лучше), то с типом всё сложнее.
Большинство цифровых камер имеют либо свой собственный Li-ion-аккумулятор, либо гнездо под "батарейки" AA.
В последнем случае гораздо выгоднее сразу вместо батареек купить NiMH аккумуляторы в удвоенном количестве и зарядное устройство.
Удвоенное количество необходимо потому, что эти аккумуляторы имеют "эффект памяти" (хоть в рекламе и пишут обратное)
и не могут быть подзаряжены в любой момент. Поэтому кроме "рабочего" комплекта в камере с собой носят полностью заряженный
резервный, и лишь когда первый до конца разрядится, меняют их местами, отправляя бывшие рабочие затем в подзарядку.
При использовании в городе или на даче, неподалёку от розетки, фирменные LiIon оказываются гораздо удобнее (всегда можно быстро подзарядить и не надо ничего помнить). Для походов в "дикие места"(горы, реки, Карелия, Урал, Сибирь) иногда (чисто экономически) предпочтительнее элементы AA, т.к. несколько дополнительных комплектов стоят заметно дешевле чем аналогичное количество дополнительных "фирменных" аккумуляторов, да и обычных батареек иногда можно докупить в дороге почти в любом населённом пункте. Впрочем, я бы советовал рассматривать этот вопрос при выборе далеко не в первую очередь. Полезно также знать, что ко многим зеркалкам выпускаются т.н. "батарейные ручки", которые позволяют заменить питание от фирменного LiIon-аккумулятора на пальчиковые элементы питания. Эти же ручки повышают "ухватистость" (см о ней выше). |
Тип карточек памяти | Основные типоразмеры - CF, SD, xD, MS и некоторые их подмножества. | Часто советуют "подбирать под ПК/КПК/мобильник". Ерунда. Ничего подбирать не следует - смотрите ФОТО-параметры камеры, а тип памяти - в последнюю очередь. Универсальный USB2-адаптер стоит 12-20 долларов. Остальные же устройства не требуют такого количества памяти. Да и стоимость флеш-памяти сейчас заметно снизилась. Дешевле всего SD и CF, но (из-за низких цен) эта экономия уже не слишком заметная. |
Интерфейс с компьютером | COM(редкость), USB, USB2, IEEE1394. Видимость как внешний диск или только через фирменную программу. | По большому счёту - неважно. Всё из-за того же мульти-USB-картридера за 10-20 долларов. Он всегда виден как отдельный диск и не требует никаких драйверов и софта. Весь софт и шнуры из комплекта камеры можно смело оставить в коробке. |
"Когда же автор ответит на такие простые вопросы? Что нам брать - зеркалку или мыльницу? Ультразум или ултракомпакт? Кенон, Никон, или Сони? Сплошное увиливание..." - уже давно думает читатель. Придётся его вновь (после предисловия) разочаровать - НИКОГДА не ответит. Ответа попросту нет. Точнее он для каждого - свой. ТОЛЬКО ВЫ САМИ можете ДЛЯ СЕБЯ на него ответить. Как совершенно очевидно следует из приведённых выше таблиц, идеальной камеры на все случаи жизни не существует. Удобство ссорится с качеством, а цена ссорится вообще со всеми :-)... Только сам читатель сможет расставить свои приоритеты и отказаться от чего-то одного в пользу чего-то другого. К тому, как это сделать мы ещё вернёмся в следующей главе, а пока автор предложит ещё один вариант ответа на "проклятые вопросы", который и использует сам.
Итак, откуда взялось это "или" в упомянутых вопросах? Почему обязательно "или"? Камера - всего лишь ИНСТРУМЕНТ для решения некоторых задач, а кто сказал, что инструментов должно быть всегда ровно ОДИН? Мы же не спорим чем удобнее есть - вилкой или ложкой? Китайцы вообще палочки предпочитают... В зависимости от текущей задачи можно выбрать один из МНОГИХ инструментов. Иногда это даже получается не дороже, чем один "навороченный супертулз", и почти всегда - удобнее. Возвращаясь к авторскому решению - у меня в семье прижились все основные типы фотоаппаратов - пара зеркалок с общим парком объективов и пять разных цифрокомпактов. Кое-что из этого конечно у жены и детей, но из трёх-четырёх камер и десятка объективов к ним выбор есть всегда. И в зависимости от задачи (снять портрет дома, поехать на природу, взять в Европу, взять в горы, взять в байдарку, дать ребёнку на тусовку, дать ребёнку в поход, снять фиговину для сайта и т.п.) я легко выбираю из этой "обоймы" нужный В ДАННЫЙ МОМЕНТ. И даже если собрать статистику - сколько и чем снято - она будет лишь отражать мои "пристрастия" к определённому виду/стилю/месту съёмок, а отнюдь не какие-то свойства фотоаппаратов. Возвращаясь к аналогии с ложками и вилками - если выяснится что вилкой я съедаю (допустим) вдвое больше килограммов еды, чем ложкой, то это всего лишь потому, что люблю (допустим) мясо и спагетти и не люблю супы. Вот и всё :)
![]() |
2009(5) |
![]() |
Одноэтжные каркасные дома проекты одноэтажных каркасных домов. | Права на все материалы сайта afanas.ru принадлежат Афанасенкову М.А. Перед копированием любых материалов ознакомьтесь с политикой сайта по этим вопросам! |
Хит-парад читателей сайта:
Разумно о фото Разумно о фото (лайт) |
![]() |