На главную страницу www.afanas.ru

Уксунйоки - техописание

Автор: Афанасенков М.А., http://www.afanas.ru,   Е-mail:mike@afanas.ru

Водный туризм > Мои отчеты > Уксунйоки > Техописание ("экономичная" версия)

"Красивую" версию с большими картинками можно посмотреть здесь.

Краткое описание маршрута: Петрозаводск-ст. Райконкоски-р. Уукса(она же Уксунйоки)-пос.Ууксу-Москва.

Конец июня 1998года. Вода выше средней. Надувное каноэ "Егерь" и две "Ласточки".

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Давно в Карелии я не видел речки с такой удобной заброской-выброской. При ее небольшой длине - 24ходовых часа для Егеря - ее удобно "склеивать" с любой другой карельской рекой с пересадкой в Петрозаводске. Что мы, собственно, и сделали - прошли сначала Северную Шую, доехали до Петрозаводска и …

ЗАБРОСКА

Вопреки сильному выражению одной из предыдущих лоций (“заброска - ЖОПА !”) никаких трудностей мы не испытывали. Поезд номер 680 Петрозаводск-Костомукша отправляется из Петрозаводска в 19-10 ежедневно. Поскольку он там и формируется - билеты есть ВСЕГДА и без всяких погрансправок и командировок - просто нужны паспорта. Мы взяли плацкартные по 46 рублей, прямо до Райконкоски. Это прицепные вагоны - в Суоярви основной поезд уходит на Костомукшу, а они часа четыре стоят и ждут, пока за ними не прибудет местный паровозик до Элисенваары. В третьем часу ночи вагоны подцепляют и в 3-20 поезд уже в Райконкоски, стоянка 2 минуты. Райконкоски - третья остановка после Суоярви (Пийтсийоки, Лоймола, Райконкоски). Лично мы довольно сладко поспали с 21-00 до 2-30, чего и всем советую.

ЛОЦИЯ и СОВЕТЫ в одном флаконе.

ПЕРВОЕ, что нужно решить - стоит ли идти порог Райконкоски (Мостовой-1). От этого зависит место стапеля и ночевки. Если группа сильная и намерена пройти Падуны - проходить стоит - это ЕДИНСТВЕННЫЙ стоящий порог в предстоящие два дня. Если в группе есть Таймени-Салюты с опытом Щегринки-Мсты - я бы не советовал. Ключевое место находится в самом начале порога и в случае киля придется плыть длиинную мощную шиверу на потеху всему поселку. Если колеблетесь - сходите НАЛЕГКЕ назад по путям до моста, перейдите по нему на ЛБ и спуститесь до первого дома (от моста - метров 70). Посмотрите и умножьте трудность в уме на два. С берега все просто, но вода ЖЕСТКАЯ. По моему личному впечатлению порог не легче “Храмины” (Падун-4), во всяком случае Храмину мы прошли легко, носом и без видимых попыток реки нас накренить, а Райконкоски внес нас во вторую свою бочку полулагом и слегка тряханул. Но груженый “Егерь” так просто не киляется - и мы как ни в чем не бывало поплыли дальше - спасать кильнувшуюся полминутою раньше “Ласточку-11”.

Итак, вы не решились - тогда нужно идти вперед по ходу поезда до переезда, далее по автодороге налево по ходу поезда, на развилке - опять же налево - до моста через Ууксу. На правом берегу ниже этого моста можно встать и отстапелиться. Этот путь - около двух километров.

Для всех остальных - назад (на восток) по путям до железнодорожного моста через реку, перейти через нее, спуститься с насыпи налево в лес, там есть тропинка (весь поселок - справа от насыпи). По тропинке метров сто - и справа от тропы в лесу появляются холмы для установки лагеря, а слева, у реки, кончается околомостовое болотце и можно спускать суда нормально.Мы поставили палатки (на холмах ) и спокойно доспали. Несмотря на протоптанность тропы и близость поселка за все время стапеля и отплытия мы НИКОГО поблизости от лагеря не видели. Дров куча. Сухо. От станции до стоянки мы прошли 800-900 метров.

Пр1 - пор “Райконкоски”(Мостовой-1) - начинается под ж/д мостом мощной шиверой, после локального изгиба налево напротив дома - ключевое место с двумя бочками (просмотреть это место полезно заранее, а дальше можно не смотреть), далее до автомоста - мощная шивера, после автомоста и до пешеходного моста - мелкая шивера с островом вначале. Из-под автомоста следует выскакивать правее и огибать остров справа - там глубже. Шиверы везде можно идти по струе - проходы чистые.

После пешеходного моста - короткий очень извилистый плес с быстринками до автомоста (уже четвертого моста от начала маршрута и последнего в поселке). Отсюда можно стартовать, если не идти порог (см. советы выше). Прохождение порога и плесика у нас заняло около 20 минут, правда с учетом киля “Ласточки”. От этого (четвертого) моста далее и отсчитывается ходовое время нарастающим итогом.

Озеро Солменъярви

00ч00мин - 1ч40мин - река плавно расширяется в озеро Солменъярви, которое заканчивается под очередным автомостом. Ориентир моста - ЛЭП, пересекающая озеро. На озере высокие берега, красивые стоянки.

1ч40мин - начало озера Уксиярви. Полезно срисовать карту в атласе Карелии - берега изрезаны. Стоянки есть на ЛБ, но к ним ведут тропы от автодороги и видны следы пикников.

2ч40мин - плавный выход из озера, протока почти без течения.

3ч10мин - река справа разливается в небольшое озеро - выход слева.

3ч20мин - выход из озерка, начинает ощущаться течение. На правом берегу сразу после левого поворота - хорошая стоянка (с воды не видно и чалка плохая- сквозь затопленные кустики, но остальное все хорошо). Ориентир - впервые после озер ПРИЛИЧНОЕ течение.

6ч40мин - Пр2 - перекат. До этого - плесы. Завалов НЕТ. Вопреки предшествующей лоции стоянки ЕСТЬ. Конечно, не люкс - без песчаных пляжей и каменистых продуваемых мысов - но на твердой почве и с хорошими дровами. Вообще на этом участке НАСТОЯЩИХ болот НЕТ - везде твердые берега, почти везде с соснами и сушинами. Да - низковато и темновато - но не более того.

7ч10мин и 7ч40мин - Пр 3-4 и Пр5 соответственно - перекаты.

7ч50мин - Пр6 - перекат с валами.

8ч05мин - Пр7-9 - перекат с валами, потом перекаты.

9ч30мин-9ч40мин - Пр10-длинная цепочка перекатов и шиверок.

11ч00мин-остатки избы на ЛБ.

11ч10мин- Пр 11 - глобальный завал. Обнос ЛБ, там же неплохая стоянка. Если вечер - очень рекомендую совместить - дальше приличных стоянок не будет долго. Обозначенной на карте братской могилы на ПБ у развилки дорог мы не нашли - специально переправлялись погулять. От моста, обозначенного на карте, остались одни затопленные быки - они то и являются причиной завала. Мы тут ночевали, поэтому время на обнос не учтено.

11ч20мин-11ч-40мин - Пр12-16 - перекаты и шиверки.

11ч45мин - Пр 17 - порог “Тюфяк” - мощные валы и бочечка через всю реку - проход сходу по струе. Название, видимо, от плоского каменного матраца в воде перед заходом в порог. Порог умывает ОЧЕНЬ прилично. После него перекат.

12ч00мин - Пр 18-19 - порожки с МОЩНЫМИ валами.

12ч10мин - Пр20 -перекат, ориентир - скальный выход на ЛБ. Чалка сразу за перекатом, в улове за этим скальным выходом для осмотра следующего порога.

12ч15мин - 12ч30мин (условно) - Пр21 - порог “Мостовой-2”. Осмотр с моста. На входе - бочка, легко обходимая слева, затем выходная шивера с прижимом к ЛБ - несет сильно - на мой взгляд в этом пороге главное - именно прижим, а не бочка.

15ч00мин - Пр22 - перекат.

15ч30мин-15ч45мин (условно) - Пр23 - пор “Блюдце”. Ориентир - разрушенный мост. Чалка ЛБ ПЕРЕД мостом. Порог простой, но осмотр желателен - до входа под бывший мост ничего не видно, а потом можно не успеть сообразить. Сначала - чистый слив под мостом (уже не существующим) с очень красивой гидродинамикой и без бочки (очень отлогие и мягкие стоячие волны абсолютно темные, без пены), за ним еще слив и небольшая бочка по центру, легко обходимая, а дальше слив с плиты через всю реку с относительно чистым проходом ближе к ЛБ. На ЛБ - стоянка, испорченная цивилизацией.

16ч45мин - Пр24 - перекат, за ним небольшое круглое расширение, после которого слева видны ступеньки и стоянки. Хотя к этому месту и дорога подходит, и капитальные сооружения отпугивают - встать здесь очень рекомендую.

Во-первых, до нашего прихода дождя не было дня четыре - а на гладком песке дороги мы не увидели ни одного следа. При всем обилии выпитого авторами сооружений (рыбаками) спиртного, мы не нашли на стоянке ни мусора, ни стекол (разбитых бутылок). Вся пустая посуда аккуратно свалена в большие ямы - короче, - люди культурные.

Во- вторых, стоит обязательно сходить посмотреть на лесные озера. Одно находится слева от дороги (если стоять спиной к реке), за грядой, недалеко от стоянки. Можно прямо от стоянки забраться на гряду и идти по ней. Берега высокие, каменистые, поросшие соснами. Озеро изолировано от реки, а ручей из него вытекает в противоположную сторону - в бассейн ДРУГОЙ реки - Тулемайоки. Таким образом, стоянка - на водоразделе (!). Особенно красиво это озеро на закате. Другое озеро - справа от дороги, но вдалеке - с километр. Если идти по дороге - его через некоторое время будет видно. В дальнем конце озера - остатки избы и мостки, с которых удобно купаться. Дно - песчано-илистое. Мы купались в обоих озерах. На стоянке комаров и мошки чуть меньше, чем всреднем по реке, а у мостков на правом озере - еще раза в четыре поменьше - купались и вытирались спокойно. На реке так не получалось. Позднее в Москве выяснилось, что НАПРОТИВ этого места, через реку, тоже есть пара лесных озер, якобы гораздо БОЛЕЕ красивых и удобных. Две известные мне группы даже перетаскивали туда байдарки и дневали несколько дней - настолько понравилось.

17ч30мин - Пр25 - шивера “Лососевая” - около 800 метров валов. По струе.

17ч50мин - Пр26 - перекатик

Егерь преодолел косой вал Егерь в бочке (Розовый слон)

18ч00мин - Пр27 - порог “Розовый слон” (ПАДУН-1). По моему личному мнению - сильнейший порог на реке. Четких ориентиров нет, но над порогом течение не быстрое - увидев скальное сужение и услышав низкий шум зачалиться вполне можно. Стоять и обносить удобнее справа, там есть стоянка. А вот осматривать и фотографировать прохождения удобнее с ЛБ. Порог - мощный слив 2-метровой высоты, пересеченный высоким косым валом. Судя по фотографии, наш “Егерь” утонул в бочке на мгновение почти целиком(!). Бочка тормозит. Важен правильный заход. Условное время прохождения - 60мин. (до 19ч00мин ходового времени).

 

 

 

 

Заходим в Мельницу

19ч00мин ( СРАЗУ за Пр27) - Пр28 - порог “Мельница” (ПАДУН-2). Чалка ПБ. Мощный слив 2 метра. При правильном заходе проходится, на удивление, легко - нас не тормознуло и даже не облило. Попали мы как раз в кривоватую (винтообразную) струю между правой и левой бочками. Условное время прохождения - 60минут (до 20ч00мин).

В бочке Каньона

20ч30мин - Пр29 - порог “Каньон” (ПАДУН-3). Ориентир - островок с началом входной шиверы, основная протока - левая, правая прикрыта бревном. Чалка ПБ. Над порогом на ПБ - хорошая стоянка, правда, с муравьями. Идеологически элементарный порог - чистый пологий слив под левым берегом с бочечкой. Притормозила она нас заметно, в отличие от Пр28. Условное время прохождения - 60минут (до 21ч30мин).

 

 

 

21ч50мин - Пр30 - порог “Храмина” (ПАДУН-4). Заходная шивера сначала напоминает перекат - осторожнее. Чем раньше зачалиться, тем лучше. Осмотр по обоим берегам, но технически грамотнее чалиться к левому. На заходе река прорезает две гряды, образуя невысокие сливы. После второй гряды - скальное сужение и основной двухметровый слив. Проход слева - но от второй гряды до слива очень хорошо несет - поэтому вторую гряду нужно проходить по левому сливу - собственно из-за этого и чалка ЛБ лучше. Мы зачалились справа и поздновато - пришлось траверсировать над сливами между грядами - но все кончилось хорошо. И еще. В одной из предыдущих лоций упоминается “циклопическая кладка бывшей ГЭС” - мы искренне считали ее ориентиром, и зря - КЛАДКИ С ВОДЫ НЕ ВИДНО. Ориентиром является само наличие заходной шиверы-переката. А кладка, кстати, действительно впечатляет (если смотреть по правому берегу). Условное время прохождения - 60мин (до 22ч50мин). У нас шел дождь - фотоаппарат пожалели, так что фотографии нет.

22ч50мин - Пр31 - длинная шивера - сразу за “Храминой” - длина до 3 километров.

23ч40мин - Пр32 - перекат

23ч50мин - Пр33-34 - две мощные короткие шиверы.

24ч00мин - СРАЗУ за Пр34 справа - большой камень на ПБ (плита) с тропинкой в кусты наверх. Там за кустами - общественная баня поселка Ууксу (спугнули голого мужика, выбежавшего искупаться). Чалка к этой плите - далее по тропинке наверх - на полянку около трансформаторной станции. Там удобно разобраться и просушиться.

ВЫБРОСКА

До остановки менее ста метров. Автобус до Питкяранты ходит несколько раз в день, удобно садиться на 15-40. До Питкяранты - минут 20, билет стоит около 3 (трех!) рублей. В Питкяранте можно спокойно сесть на поезд отправлением в 17-50 до Москвы (только купе, прицепной вагон) или до Лодейного поля (НЕ купе) с пересадкой на поезд Мурманск-Москва. В Москве в обоих случаях в 12-20 на следующий день.

Если на автобус 15-40 опоздали - можно дойти 2 километра пешком по дороге до станции Ууксу и попытаться сесть на тот же поезд около 18-00. Разница в том, что стоянка 1минута - посадка будет нервной. А иногда, говорят, машинисту вообще лень останавливаться. А в Питкяранте стоянка около 20 минут.

 

На главную страницу www.afanas.ru замена экрана на ноутбуке цена. , Смотрите описание дверь входная металлическая у нас на сайте. Права на все материалы сайта afanas.ru принадлежат Афанасенкову М.А. Перед копированием любых материалов ознакомьтесь с политикой сайта по этим вопросам! Хит-парад читателей сайта:
Разумно о фото
Разумно о фото (лайт)
На главную страницу www.afanas.ru