На главную страницу www.afanas.ru

Охта - лоция

Автор: Афанасенков М.А., http://www.afanas.ru,   Е-mail:mike@afanas.ru

Водный туризм > Мои отчеты > Охта > Лоция

Предисловие

По Охте, пожалуй, больше всего отчетов. Но когда я в августе 1999 пошел туда в "детский" поход, стало ясно, что "у семи нянек..."

Ну, распечатал я, разумеется, Мустанга с добавлениями Тутубалина - лучшее, что смог найти. После вымарывания ненужных формальностей получилась 21 страница (!!!). Как лоция Мустанг неплох, но уж больно "страшен" (хотя шли они на катах!) - хочется пускать детей по берегу, а лодки чуть ли не обносить. Хорошо можно перелистнуть десяток страниц и посмотреть у Тутубалина - как же оно на самом деле :-).

Смех смехом, а таскать 20 страниц и шуршать "здесь не играть, здесь рыбу заворачивали" не очень удобно. Хоть и не собирался я ничего писать, да не выдержал - набросал в блокнот страничку-другую. Теперь дошли до этого руки - получите, наконец, пристойную лоцию, которую можно взять с собой. Можно еще посмотреть дневник-99 и фотоальбом к нему.

Схема

Приведенную ниже схему можно и как карту использовать - она в масштабе. А еще по ней забавно мышкой полазить - попробуйте!

Отдельно отмечу темнозеленые участки схемы - т.н. болото перед Юляозером и перед оз.Лежево. Их обязательно нужно иметь в виду при планировании дневных переходов. В этих местах невозможно не только ночевать, но и просто вылезти на берег. Берега, как такового, нет!

Плотина Подужемской ГЭС. Антистапель на ПБ перед плотиной.
Широкий плес. Впадение в Кемь. Есть стоянки на ПБ.
Охто-порог. Осмотр ПБ обязателен. Стоянки на ПБ.
пор.Курна. Скальная узость, быстроток. Сходу. Стоянка на ПБ.
Спокойный плес. Разумных стоянок нет.
Спокойный плес. Разумных стоянок нет. Муравейные пороги. Перед началом - избушка на ЛБ. Идутся сходу, но требуют аккуратности. Спокойный плес. Разумных стоянок нет. пор.Тютерин. Ориентир - истоптанный 'пляж'(тропа обноса) на ЛБ. Осмотр обязателен. Рекомендуется обнос, особенно в малую воду. Стоянка без дров.
Шивера Петрушка и перекаты. Несложные. При желании можно найти стоянку (на горке они есть, с воды не всегда видно). Остатки моста с порожком между ними. Сходу по струе. Стоянка ЛБ за мостом.
Печкопорог - локальная ступенька, 2 слива на выбор. Ориентир - глыба у ПБ, река поворачивает ЗА глыбу (сливов сразу не видно). Желательно осмотреть с ПБ и учесть снос влево на заходе.
Пороги Черный и Белый - по струе сходу.
Кивиристи. Осмотр ЛБ обязателен. Самый сложный на маршруте. По обоим берегам стоянки.
пор.Хемег. Река упирается в каменную косу ЛБ и огибает ее справа. Осмотр с ЛБ обязателен. Ключевое место - на выходе - своевременный уход од камней. По обоим берегам стоянки.
Локальный слив, затем порожек. Сходу по струе.
Лоуна-порог. Ориентир - мешанина бревен и камней на на правом берегу. Желателен осмотр, особенно в большую воду. Возможны несколько траекторий прохождения. Ключевые места ближе к выходу.
пор.Ойнегайне. Ориентир - начало быстротока на левом повороте, остатки ряжевых стенок слева. Осмотр ПБ желателен. Бочка. Хорошая стоянка.
пор.Кожаный. Сходу по струе.
Пичепорог в ЛЕВЫХ протоках. Быстроток, маневры, камни, валы. С ходу по струе. В правых протоках МЕЛЬ. Стоянки ПБ.
пор.Олений - короткая каменистая горка. По струе с ходу.
Пл.6. Несложная, но нужен просмотр ПБ - с воды не видно правильного захода. Правее плотины на озере есть стоянки.
Остров духов. Классный музей. Стоять не стоит - нет дров.
Ларек и баня. Можно заказать растопку настоящей бани, посетить в это время о.Духов, а после бани купить пива(!). Цены очень божеские. Основные продукты есть - сахар, соль, крупы...
пор.Пебозерский. Лоток из ряжевых стенок на ВЫХОДЕ в Пебозеро. Чайникам (особенно на каркасных судах) желателен осмотр. Остальным и так все видно... Камень на выходе обходить справа (впритирку) и тут же опять влево. Перед порогом незадолго еще один похожий лоток с мощными валами - сходу. Мыс с развалинами деревни Лежево. На него и нужно держать курс. А от него уже видна Пл.5
Плотина 5. Сходу - смотреть абсолютно нечего.
Болото. Встать ВООБЩЕ никак невозможно. Сянду при впадении можно спутать с рекой - не ошибайтесь на развилке! Две стоянки на ПБ. Одна прямо перед озером, вторая - на 5-10мин раньше.
пор.Немес - длинная цепь перекатов. После него - хорошая стоянка ПБ.
Пл.4 - два лотка, правый получше. Желателен осмотр. Сразу за лотком - шивера.
Остров имеет две короткие протоки, но они открываются лишь в очень высокую воду. В обычную воду надежнее обойти...
Стоянки на ПБ на выходе в Юляозеро. Стоянок много - мест всем хватает.
Болото. Встать невозможно ВООБЩЕ никак.
На участке до впадения Чуружа со стоянками плоховато... Стоянка ПБ через 10 мин от Чуружа. Потом еще кое-что на перекатах и финита - начнется болото.
Плотина 3. Сходу по правому проходу.
Муезеро. Остров Троицы с замечательной церковью. На входе в озеро и на островах есть неплохие стоянки.
Пл2а - сходу. Ничего особенного. Первые мелкие перекаты.
Мост. Сюда возят от Сосновца и Беломорска. Метров 100 НЕДОЕЗЖАЯ до реки правее дороги - хорошие места для стапеля и ночевки.

Лоция р.Охта

Обозначения и условности.

Номера препятствий я по традиции беру из отчета 4888 на Б.Коммунистической. Озера не описываются, т.к. более-менее соответствуют карте. Не забудьте компас!

Все времена основаны на нашем походе 1999 года, где на "Егере" кроме нас с женой сидело двое детей-школьников. На озерах ветер часто был встречным. Так что наиболее вероятно, что тайменьщикам, каякерам, КНБстам и пр. на спокойных плесах и озерах время придется корректировать в меньшую сторону. Поскольку в первые дни серьезных препятствий нет - ничего страшного - откалибруетесь :-) .

ВПП - время от предыдущего препятствия.

УВП - условное время прохождения. Включает осмотр, прохождение, страховку, фотосъемку и пр. для абстрактной "средней" байдарочной группы. Монстры на пластиковых каяках могут делить его на три-пять. Чайники на непролеенных старых тайменях - умножать на три-пять(учитывая ремработы)...

СВ - сквозное время от начала маршрута, включающее набежавшие ВПП и УВП. Условно так же, как и УВП, но позволяет адмиралу планировать дневные переходы и дневки и при этом не опаздывать на работу.

КС, осм. - байдарочная категория сложности и необходимость осмотра. Интервал сложности - для разной воды. В малую воду категория, как правило, ниже.

Поскольку от Сосновца и Беломорска возят в основном на мост, а от Кевятозера до моста ничего примечательного нет, этот участок я не рассматриваю.

Лоция

_СВ__ Название ВПП УВП КС, осм. Ориентир Описание Примечание
0-00 мост 0-00 0-00 - - Удобно выгружатьсяв 100м ПЕРЕД мостом ("перед" по дороге, а не по реке) - там неплохие места для стоянки и ночевки. Можно вызвать "грузовое такси"(Черемухин Леонид) заранее по телефону 5-13-14 (ранее-2-1314) в Беломорске. Чуть дороже, но зато быстро и надежно. Мы уже дважды пользовались. Другие их (мобильные) телефоны - +79214610151 и +79214567788. По НЕПРОВЕРЕННЫМ данным есть другой телефон - Романа Фомина, 8-81437-3-66-88 или 8-81437-3-67-57, машина - 66ой.
0-05 П6-7 0-05 0-05 0-1 Видны с моста Мелкие перекаты -
0-30 Пл2а 0-25 0-05 0-1 Озерко продолжается налево, а река через плотину уходит как бы поперек Лоток, быстроток. Сходу. -
0-45 П8-10 0-10 0-15 1-2, Чайники - осмотр!!! П10 - Каменистые шиверы, сходу. П10 - узкая с неплохим падением - требует аккуратности. Чайникам можно просмотреть П10 - прямо у выхода в Муезеро.
1-30 о.Троицы 0-30 0-00 - См карту. Церкви с воды не видно. Неплохая стоянка на ближайшем - западном мысу. Церковь находится на восточном. К ней ведет тропа вдоль всего острова. Стоянки есть и на соседних островах и прямо у впадения Охты в Муезеро (ПБ).
2-20 Пл3 0-50 0-00 0 - По правому проходу без осмотра Слева от плотины есть стоянка. Далее до Чуружа разумных стоянок нет. Встретится перекат П11.
3-00 Чуруж 0-40 0-00 - Впадает слева Указан как надежная привязка. Минут через 10 на ПБ - стоянка. Выше по Чуружу стоянок нет.
3-15 П12-14 0-15 0-15 1 - Перекаты/шиверки За ними - болото. Стоянок не будет ВООБЩЕ НИКАКИХ.
6-30 впадение в Юляозеро 3-00 0-00 - - Цепочка стоянок ПБ. Стоянки есть и далее - на Ригореке и Хизипоки. Остров в Юляозере лучше обойти справа - через Ригореку. Короткие протоки обычно непроходимы.
8-50 Пл4 2-20 0-20 1-2, Смотреть! Ряжевые стенки, шум воды. Два лотка. Проходимы оба, желателен осмотр. Правого лотка - с ПБ, левого - с ЛБ. Советую правый - в нашу воду глубина была 5см и мы тащили лодки по бревенчатому дну лотка - никаких следов. А в левом известны случаи серьезных повреждений (что-то торчит на дне).
9-10 П15 0-00 0-10 1-2, Чайники - осмотр! ЛБ Сразу за плотиной Шивера с заметным падением. Можно сходу, но аккуратно. Между П15 и П16 на озерке есть стоянка на ЛБ.
9-35 П16 0-15 0-00 0-1 На выходе из озерка. Перекатик. -
9-50 П17 (Пор."Немес") 0-15 0-15 1 - Цепочка шивер-перекатов За ним впадает бурный ручей справа и тут же хорошая стоянка ПБ. Дальше - болото - стоянок ВООБЩЕ НИКАКИХ!
12-05 оз.Лежево 2-00 0-00 - - - Есть две стоянки ПБ - почти у выхода в озеро и 5-10 минут ранее. На самом озере мы пристойных мест не заметили.
Стоянка у выхода в озеро (по сообщениям читателей) обживается местными, строится сруб...
13-45 Пл.5 1-40 0-00 0 Видна от мыса, на котором остатки дер. Лежево. Ворота. Падения нет. Просмотр не нужен абсолютно. За плотиной - симпатичный корридор-аллея, затем - озеро.
14-35 П18 0-50 0-05 1 Развилка. Основная струя - вправо, там начинаются ряжевые стенки. Лоток с мощными валами "американские горки". Валы были даже в нашу супермалую воду. Идется сходу по центру (смотреть нечего - ровная струя). В левой протоке, которая обходит этот лоток (от развилки) - мель. Лучше идти по лотку.
14-50 П19 + П20 "Пебозерский" 0-10 0-40 2-3, Желательно осмотреть ЛБ Перекат (П19), ряжевые стенки. Расположен на выходе в Пебозеро. Лоток с валами и камнями. Опытные экипажи без проблем идут его сходу, учитывая только два момента: 1)не попасть в разрыв правой стенки, куда идет половина реки, вовремя уйдя налево; 2) на выходе обливной камень обходить справа впритирку и тут же уходить за него (налево). Камень виден с воды хорошо. Хорошие стоянки ПБ за порогом. Влезает 60 человек (проверено).
17-30 Пл.6 2-00 0-20 1, Желательно осмотреть ПБ - Несложная, но осмотр желателен, т.к. с воды заход неочевиден. Правее плотины на озере есть стоянки. На Вороньем вообще хорошие берега для стоянок. Отдельно отмечу о.Духов с выставкой деревянной скульптуры и ларек с баней (см. схему).
18-00 П22 "Олений" 0-10 0-05 1-2 Хорошо виден прямо от плотины Каменистая горка - сходу по струе. Между Пл.6 и П22 небольшой перекат П21.
18-50 П23 "Пичепорог" 0-45 0-10 1-2 Ветвления - везде НАЛЕВО. Далее - сужение русла, ускорение течения, каменистые берега. Длинная мощная шивера. Сходу по струе. Требуется некоторый маневр. Есть стоянки на ПБ.
19-40 П24 "Кожаный" 0-40 0-05 1-2 - Локальная гряда - сходу по струе. Есть стоянка.
20-15 П25 "Ойнегайне" 0-30 1-00 2, Желательно осмотреть ПБ Заходная шивера уходит налево за угол - выхода сразу не видно. Шивера с бочкой на выходе. Бочка удобна для катания. Хорошие стоянки на ПБ. После порога - перекат П26.
21-30 П27 "Лоуна" 0-15 1-00 2-3, Смотреть! ПБ Зигзаг - левый поворот с бревнами на ПБ и тут же - правый поворот уже в порог. Длинный порог с заметным уклоном. Ключевые места (в т.ч. косые сливы) находятся ближе к выходу и допускают несколько вариантов прохождения. Однокорпусным судам очень желателен просмотр, хотя он и неудобен. После порога за углом - локальный слив П28 (сходу по центру), поворот налево и тут же порожек П29 - по струе сходу.
22-50 П30 "Хемег" 0-20 1-00 2-3, Смотреть! ЛБ Река упирается в косу ЛБ из каменных глыб, огибая ее справа. Чалиться сразу к глыбам, не поворачивая направо вместе со струей. Сначала - узость с валами и небольшим прижимом к скале ПБ, а на выходе - гряда камней. Чистый проход у ЛБ - нужно успеть завернуть. Есть стоянки на обоих берегах. ВНИМАНИЕ! На ЛБ могут ночью обворовать (см. подробнее на Кивиристи).
23-55 П31 "Кивиристи" 0-05 2-00 3-5, Смотреть! ЛБ Сразу за П30, за мысом ЛБ. Три ступени. Перед первой - "пляж" на ЛБ с видимой просекой и тропой обноса. Можно легко обнести весь порог. 1ступень - несложный сливчик. Вторая - узкий высокий (несколько метров) водоскат с бочкой и/или котлом в зависимости от воды. Третья - красивый каньон с валами. Есть стоянки, но на ЛБ обычно занято и, разумеется, туго с дровами. Справа за порогом дрова есть, но кататься и наблюдать катание не так удобно.

ВНИМАНИЕ! К порогу идёт тропа, которая примерно через 4км перерастает в автодорогу к трассе Кемь-Калевала и посёлку. Её используют местные для нового "бизнеса" - воруют по ночам мелкие и ценные вещи у туристов (в т.ч. из тамбуров палаток!). Первые сообщения появились в 2001году, но систематическим это стало к 2004 году. Крайне рекомендуется выставлять дежурных на ночь и кооперироваться с соседними группами. Осторожно относиться к местным "рыбакам" и детям даже ДНЁМ: это - наводчики, и светить при них фото-видеокамерами, дорогими спиннингами, рациями, мобильниками и т.п. не стоит. Не найдут ночью - могут лодки порезать с досады... Если же рюкзак или гермомешок таки "исчез", поищите остатки в окрестном лесу вдоль тропы - обычно потрошат их не очень далеко от лагеря, и всё "лишнее" бросают прямо на месте.

26-05 П32-34 0-10 0-15 1-2 - Шиверы сходу по струе. Две из них еще называют порогами "Черным" и "Белым". При желании можно найти стоянку.
26-25 П35 "Печко" 0-05 0-30 2, Желательно смотреть ПБ Глыба у ПБ, река поворачивает направо ЗА глыбу. Локальная гряда, два чистых слива на выбор. Проще попасть в левый - туда сносит. Есть стоянка.
27-00 П36 "Петрушка" 0-05 0-10 1 - Цепочка шивер - по струе. При желании можно найти стоянку. Дальше до "Муравейных" со стоянками плоховато...
28-00 П37-П41 "Муравейные" 0-50 0-30 1-2 Избушка на ЛБ. Несколько шиверок - порожков. Самый интересный в конце - слив упирается в камни - все обходится если не хлопать ушами. При желании можно найти стоянку.
28-45 П42 Мост 0-15 0-00 1 Остатки моста Перекат по струе Стоянка ЛБ за мостом. Далее до П43 опять со стоянками туго.
30-00 П43 "Тютерин" 1-15 1-00 3-4, Смотреть! ЛБ Поворот направо, хорошо протоптанная тропа обноса и ровная поляна на ЛБ. Отлогий водоскат по плитам, торчат зубья. В большую воду можно идти слева. В среднюю и малую лучше обнести, т.к. соотношение кайф/риск ниже разумного. Удобный для стоянок и обноса мыс, однако плохо с дровами - нужно за ними плавать или заранее захватить с собой. Далее до П44 разумных стоянок нет.
32-15 П44 "Курна" 1-15 0-05 1-2 Скальное сужение. Быстроток почти без падения. В большую воду возможны валы, прижимы. По центру без просмотра. Хорошая стоянка на ПБ.
32-35 П45 "Охтопорог" 0-15 1-30 3-4, Смотреть! ПБ Поляна на ПБ, русло перегорожено грядой камней. Проход через гряду слева - там основной слив сложной структуры (ключевое место). Далее очень мощная шивера с цепочкой мелких сливов. На ПБ есть стоянки. В отличие от Кивиристи, порог с виду проще чем на самом деле. Один из немногих порогов, где байдаркам реально необходим фартук. Не пренебрегайте страховкой - путешествие перевернутого каркасного судна по шивере редко хорошо кончается.
36-00 Подужемская ГЭС 1-55 0-00 - Плотина. Незадолго ДО - скальный остров. Чалка и антистапель в поселке на ПБ недалеко от плотины. Лодочная пристань (мостки). До остановки менее 10 минут пешком. Автобус в Кемь ходит регулярно. Между П45 и ГЭС на ПБ довольно много стоянок.
На главную страницу www.afanas.ru Популярные и бесплатные сайты знакомств loverating.ru. , allrad.ru/tyres/Yokohama/summer/ летние автошины Йокогама в магазине Allrad. Права на все материалы сайта afanas.ru принадлежат Афанасенкову М.А. Перед копированием любых материалов ознакомьтесь с политикой сайта по этим вопросам! Автосервис жуковский и раменское автосервис в раменском районе. Хит-парад читателей сайта:
Разумно о фото
Разумно о фото (лайт)
На главную страницу www.afanas.ru