На главную страницу www.afanas.ru

Кутсайоки - дневник

Автор: Афанасенков М.А., http://www.afanas.ru,   Е-mail:mike@afanas.ru

Водный туризм > Мои отчеты > Кутсайоки > Дневник-99

Дневник группы М.Афанасенкова, 6 человек ( один "Егерь" и 2 кат-2 ), 27июня-11июля 1999 года.

Заброска

Заранее созвонились с водителем ЗИЛа-кунга в Кандалакше ( тел. 3-21-82) и сообщили день и время приезда. Договорились ехать до "Голубых озер", то есть первым порогом для нас должен быть "Сомнительный". Так и время планировали. И лоции я взял только от "Сомнительного"... Ехали на "Арктике" (поезд 16), выехали 27 в 0-28 ночи (в ночь с 26 на 27), прибыли в Кандалакшу с опозданием, около 7-30 утра в понедельник, 28июня. Машина нас уже ждала и мы быстро в нее загрузились. Подождали попутчиков, которые тоже созванивались с водителем и ехали на следующем поезде.

В 8-25 выехали из Кандалакши. Перед постом ГАИ двух человек из девяти высаживали - обходить пешком (есть какая-то норма для этих машин - 7человек). Перед Алакуртти пограничник проверил паспорта и что-то говорил, что сплав по этим речкам запрещен... На письмо от турклуба сказал заехать в погранотряд в Алакуртти... Я уже приготовился к долгой волоките с поисками начальства, ожиданием и упрашиваниям разных майоров и капитанов, но машина все никак не останавливалась (мы ехали в кунге и дороги не видели). Через час нас высадили подышать и выяснилось, что водитель НЕ ПОЕХАЛ в отряд, а везет нас на реку - типа никому мы особо не нужны, десятки групп возил и ничего не было. Время подтвердило его правоту.

Наконец в 13-45 нас выгрузили у моста между двумя озерами, под мостом и сразу после - перекатики. Это было совсем не то, откуда мы начинали в 1997. И тут я понял, что это - чертов мост. "Карельский Башкаус?" - спросил я у водилы - "Да, его так кажется называют," - ответил он, - "а это - Голубые озера".

Еще в поезде Вася показывал пару лоций с "Карельским Башкаусом", группа у нас была довольно мобильная (5м+1ж, не чайники) - и мы решили не упускать шанс. Так мы СЛУЧАЙНО оказались на "Карельском Башкаусе".

Водитель взял со всех вместе 1500 рублей (900 дали мы и 600 - попутчики). С одной группы он брал обычно 1200 рублей.

Примечание: я уже слышал много разных противоречивых версий откуда начинается Кутсайоки и что такое Голубые озера, в том числе и от местных. Они сами путают. Если хотите оказаться там где нужно - суйте шоферу СХЕМУ. Чтобы далее не путаться я НЕ БУДУ называть Кутсайокой НИ ОДИН из притоков ДО озера Пюхяярви. Факты таковы: в озеро Пюхяярви впадает ДВА притока - один бурный ("Карельский Башкаус" или Красненькая) вытекающий из оз. Юрхямярви, а другой спокойно-озерный (Онтонйоки). Мост через Онтонйоки находится РАНЬШЕ по дороге чем мост через "Башкаус". Слова "Голубые озера" и "Кутсайоки" понимаются всеми по разному и их лучше, как выяснилось, НЕ ПРОИЗНОСИТЬ.

Фотоальбом - огромный фотоальбом, более 400 фотографий. Аналогичные пиктограмки в тексте дневника ссылаются на соответствующие страницы этого альбома.

"Карельский Башкаус"

Понедельник, 28 июня

За пять часов справились со стапелем, обедом и укладкой вещей.

19-00 - отплыли от моста.Сразу за мостом - перекатик, затем небольшое озеро. На выходе - короткий порожек-горка, валы. Шли с ходу по струе. Вскоре за ним еще один - более отлогий и длинный, за ним опять озерко.

19-15 - сужение реки, скалы, чалимся на ПБ и осматриваем каньон "Короткий"Фотоальбом. Две ступени по три слива в каждой, разделенные короткой мелкой шиверой. Первую ступень прошли два катамарана и "Егерь", один из катамаранов порвал баллон. Вторую ступень успешно прошел оставшийся катамаран."Егерь " успешно прошел по правой "лапе" первого слива второй ступени, не успел уйти от каменного штыря, наехал лагом, откренил, спрыгнул, но не удержал равновесия - киль. Грамотная морковка - между первым и вторым сливами выловлены и люди и судно.

23-00 - встали на ночевку над концом второй ступени. Проблема с ровными площадками. Три небольших нашлось (соседи наши по машине идут за нами, взаимно снимая и страхуя).

Вторник, 29 июня

11-40 вышли с "Короткого". Выход из озерка - малозаметная протока в ПБ, а не в торце. В протоке - остров. Шли справа - перекат. Слева от острова - кривой тесный неприятный порожек. Далее цепочка порогов и шивер, разделенных короткими плесами. Среди них выделяются: 1) "каменистый" - заметное падение через подковообразную гряду камней в чашу, набитую камнями. Катамараны прошли сходу, поерзав по камням. "Егерь" об камни кильнуло. 2) "островной". Шивера уходит направо за угол, выхода с наплыва сразу не видно. За углом оказывается большой камень-остров. Слева - крутое падение с острых камней. Один из катамаранов зацепился рамой и люди сплыли отдельно, страхуемые снизу успешно прошедшим катамараном. Справа - чистый проход, но туда с ходу очень трудно уйти. "Егерь" после киля в "каменистом" стал осторожнее и просмотрел по ПБ, после чего легко ушел в правую протоку. Сразу за "островным" - мощная шивера, вскоре - еще одна и сразу за ней - видно большое падение, высокий скальный левый берег, а на выступе ПБ - топляк, скрепленный крестом (два бревна в виде буквы Х). Это - "Прыжок"Фотоальбом. Крутой каменистый слив более метра.

14-40 - встали на обед на "Прыжке", на ПБ. Почесав репу, решили обнести - больно каменист. Это не значит, что он сложнее последующих (которые шли), - причина в том, что обнос у него соблазнительно простой - полупроводка под ПБ.

17-00 - закончили обед, обнос и ремонт неожиданно обнаруженной дырки - результат сидения катамарана в "островном". Начали прохождение "Щечек"Фотоальбом - следущего порога, его входная шивера видна уже от "Прыжка". Осмотр с ПБ. После шиверки небольшой слив и за ним основной слив "вбок" зажатый между высокими скалами. Катамараны планировали разгрузить, перечалившись в улов ПБ почти перед сливами. Одному из них (Леша+Вова) чалка не удалась и он ушел в порог груженым, и прошел успешно. Другой (Лев+Вася) зачалился, разгрузился, и прошел тоже успешно. "Егерь" сразу прошел груженым. По моим ощущениям - один из редких случаев, когда вода оказывается "мягче" чем с берега.

19-00 - посмотрели "Кавказский"Фотоальбом, начали обнос вещей по ПБ к его концу. Тропа длинная и прыгающая по камням - отнимает много сил.

20-00 - встали на ночевку над концом "Кавказского" - пришлось карабкаться наверх в поисках ровных площадок (ну не совсем наверх, а так, на "балкончик"). Ужин варили внизу, у воды. Наверх тащили только палатки и спальные шмотки.

Среда, 30 июня

11-00 - обносим вещи вниз (к озеру) и начинаем прохождения/съемки/страховки "Кавказского" и "Горки"Фотоальбом. "Кавказский" представляет из себя длинную СПЛОШНУЮ цепочку порогов со сливами, небольшими (иногда косыми) бочками, прижимчиками. Финальный слив выносит на зуб. При правильном прохождении столкновение с зубом удается смягчить или даже избежать. Хотя для "Егеря" каждая ступень в отдельности проходима (вероятностно!), с учетом их количества и закона умножения вероятностей перспектива идти финальную ступень самосплавом не радует. Обнесли. Катамараны прошли успешно. Предварительно в улове между "Кавказским" и "Горкой" с помощью "Егеря" натянули между берегами косую веревку над водой - принудительную чалку или страховку для плывущих отдельно. Егерь также страховал первый из проходящих катамаранов. "Горка" - мощный трехметровый слив с прижимом к скале ПБ и мощной каменистой шиверой на выходе. Катамараны все прошли успешно, "Егерь" провели мимо главного слива вдоль ЛБ, а шиверу шли успешно также вдоль ЛБ.

17-00 - обед на стоянке ПБ сразу у выхода в озеро.

Кутсайоки

19-05 - вышли от впадения "Карельского Башкауса". Сразу - шиверка.

19-10 - еще одна шиверка, подлиннее.

19-20 - порог "Сомнительный"Фотоальбом сразу после "каменных ворот" - чалка на ЛБ, автомобильный знак "Внимание". Прохождения отложили до завтра.

Четверг, 01 июля

13-00 - начали прохождения "Сомнительного".Первый слив шли у ЛБ, второй - по центру. Третий слив все пытались идти справа, но только у "Егеря " это в какой-то степени получилось. Остальные "шуршали" по центру.

14-30 - вышли с "Сомнительного".

14-40 - порог "Муравей"Фотоальбом. Осмотр с ЛБ, фотовидеосъемка, успешное прохождение.

15-40 - вышли с "Муравья".

15-50 - порог "БСТ". Мелко. Чалка и осмотр с ПБ. Уходили под правый берег: "Егерь"- после первого же слива, в самом начале порога, катамараны - в середине порога. Сидели на камнях на выходе.

16-45 - вышли с "БСТ".

16-50 - сразу за углом - водопад "Оба-на"Фотоальбом. Чалились на ПБ. Обнос. Обед.

19-00 - вышли из под "Оба-ны". Если идти под берегом - сильно наваливает на камни. Если уходить к сливу - подсасывает в бочку! Осторожно!!! Так или иначе попались все, но все кончилось хорошо.

19-05 - чалка ЛБ перед "Маманей"Фотоальбом. Осторожно! Вещи обнесли вниз и заночевали.

Пятница, 02 июля

Дневка на "Мамане". Обнесли суда, спуская их на веревках вдоль слива. В узком месте навесили перила.

Суббота, 03 июля

11-20 - вышли с "Мамани". Красивые плесы с высокими берегами.

11-35 - справа из кустов шумит ручей. Поднялись посмотреть и не пожалели - в узком каньоне цепочка из по крайней мере трех водопадов (дальше просто не дошли)Фотоальбом. Очень красиво.

12-10 - вышли от ручья

12-15 - перекат

12-30 - река "кончается" - порог "Тесный"Фотоальбом. Чалка и осмотр с ПБ. Вода малая. На вид настолько узко, что кажется - катамаран не влезет. ВЛЕЗАЕТ! Не верьте отчетам! Катамараны после двух первых сливов уходили вправо от "мышеловки". Груженый "Егерь" решил уйти влево, но не успел. Застряли прямо над ней. С помощью морковок судно удалось спихнуть в правый слив, а высадившуюся на камень команду выдергивали морковками.

14-45 - вышли с Тесного

14-55 - мелкая шиверка, 10 минут перекура.

15-10 - слева журчит приток, за ним - мелкая шивера.

15-20 - длинная шивера с поворотом.

15-50 - после длинного прямого плеса - короткая мелкая шивера, вслед за ней - еще одна. Затем шиверка в двух протоках (справа глубже), потом сразу - в трех (слева - глубже) и мы увидели

16-10 - остатки моста. Дорога. Здесь и пообедали.

18-10 - вышли от моста после обеда.

18-35 - на выходе из озерка - сужение реки, падение - это очень мощная шивера с валами/бочками/камнями. Шли сходу. На выходе мелкие шиверы в двух протоках (остров) - шли слева. Затем несколько шиверок и мелей и начинаются длинные спокойные плесы.

20-20 - локальный порог (слив сложной формы через всю реку) - шли сходу примерно по центру, маневрируя по обстановке.

20-25 - порог "Ступенька"Фотоальбом. Чалились к ПБ сначала до камней, затем, просмотрев, перечаливались к плитам у самого главного слива. Прямо у порога - стоянка. На ней и заночевали.

Воскресение, 04 июля

Дождь всю ночь и все утро. Вылезли в 16-00 завтракать и сделали дневку.

Понедельник, 05 июля

11-00 - начали прохождения "Ступеньки". Главный слив шел только один наш катамаран. Второй катамаран уже накануне оказался обнесенным в результате спасработ - вытаскивали с камня Женю из параллельной группы. "Егерь" обнес главный слив и шел шиверу.

11-30 - вышли со "Ступеньки".

11-35 - 11-40 - три шиверы подряд, две из них довольно мощные.

12-00 - на левом повороте - порог "Струя" или "малый Каньонный". Просмотрели с ЛБ и все вместе пошли (без съемок и страховок). Очень мощные там валы оказались. А с берега не скажешь...

12-30 - вышли с "малого Каньонного". Длинный плес. Меандры. Почти нет течения.

14-10 - перекат у моста.

14-20 - шиверка.

14-35 - локальный порожек - сходу.

14-40 - локальный порог. Высокий кривой слив. Шли сходу.

14-45 - порог "Водопадный"Фотоальбом. Чалка на ПБ. Обед.

16-45 - начали прохождения "Водопадного" катамаранами. Успешно прошли все четыре ступени (главную, бочку и две "за углом"). "Егерь" обнесли. Для него первая ступень слишком мощна, а 3-4 ("за углом") - мелковаты - везде камни.

19-50 - вышли от "Водопадного"

20-20 - порог "Лесенка". Сходу.

20-50 - порог "три протоки". Шли сходу сначала по левой, затем в центр. Фактически две ступени с косыми бочками. Егерь прошел успешно, хотя его изрядно залило. Катамараны, конечно, тоже успешно прошли, но один из них нашел там себе "пьедестал".

21-10 - Тумча. Повернули налево - вверх по течению.

21-30 - порог "Котел". Обнесли (вверх).

21-50 - порог "Яма" - встали на ночь.

Тумча

Тумча уже достаточно подробно описана, поэтому буду краток.

Вторник, 06 июля

Катались на "Яме"Фотоальбом. Два киля катамарана-2. Вася так и не прошел "Яму". "Егерь" прошел успешно и с матросом, и в одиночку.

"Котел" прошли все, по "языку". До "Карниза" шли 45 минут. Заночевали на ЛБ над порогом.

Среда, 07 июля

Прошли "Карниз"Фотоальбом успешно по левому (крутому) сливу. Около 55 минут до "Каньонного". Его, а вслед за ним и "Змею" шли сходу. На "Шляпе" Вася+Лев сходу без просмотра успешно прошли правой "каньонной" протокой. Остальные быстренько догнали их левой, с беглым просмотром.

Через полтора часа плесов - озеро с высокими берегами и выходом "назад". Пообедали.

Через два с половиной часа от обеда мы доплыли до "дырочки" - узкой протоки в залив озера, позволяющей укоротить путь. По дороге "Егерь" подвегся нападению чаек - пришлось надевать каски...

Еще через полчаса встали на правом мысу. Только успели развести костер и поставитьт палатки - начался штормовой ветер. Оба общественных тента были порваны, один из них пришлось немедленно снять. Вещи прятали в мешки и привязывали к деревьям.

Четверг, 08 июля

Шторм бушевал всю ночь, но к утру ослабел, оставив свежий попутный ветер, благодаря которому мы за 5-6 сплавных часов дошли до антистапеля - оборудованной стоянки на правом берегу, километров за пять до Зареченска. Ориентир - большой каменный лоб, затем сотню метров левее.

От этого места менее километра по лесу до дороги, куда можно пригнать машину.

Выброска

Пятница, 09 июля

С утра сходили в Зареченск и заказали к 14-00 две легковушки за 800 рублей (400 с машины). Спрашивать кирпичный дом(он там чуть ли не один), Аполлонова, у него Жигули с верхним багажником. Адрес: Зареченск, ул Нивская 8А кв 11, тел 60-447(через Код Кандалакши если межгород).

К 13-35 собрались и пошли к дороге. Старая лесовозная колея, которой мы пользовались в 1997 заболотилась, пришлось обходить по кочкам и бревнышкам. Длина болотистого участка метров 40.

К 14-00 дошли до дороги, сели в поданные ровно к сроку машины и ПОМЧАЛИСЬ. По грунтовке 50-60 км/ч, а по асфальту - до 140 км/ч! Это с тремя то пассажирами и тремя большими рюкзаками каждая! Меньше чем за два часа доехали до Кандалакши. Там купили билеты с местами на 133 поезд 19-45 (иногда ходит по нечетным!) и в 4-30 утра в воскресение были в Москве.

В Кандалакше я встретил водителя легковушки, который нас возил в Алакуртти и из Зареченска в 1997. Цены у него аналогичны Зареченским - 400рублей Зареченск-Кандалакша. Заказать можно заранее - его телефон 3-49-50, зовут Зубарев Евгений. Может пригодится для Умбы, Колвицы, Тумчи от Алакуртти и если в Зареченске проблемы с водителями (мало ли что).

На главную страницу www.afanas.ru Проекты коттеджей: проектирование домов из оцилиндрованного бревна, типовые планировки. , grandcapital.ru - бинарные опционы бездепозитный бонус Права на все материалы сайта afanas.ru принадлежат Афанасенкову М.А. Перед копированием любых материалов ознакомьтесь с политикой сайта по этим вопросам! Хит-парад читателей сайта:
Разумно о фото
Разумно о фото (лайт)
На главную страницу www.afanas.ru