На главную страницу www.afanas.ru

Куржма - техописание

Автор: Афанасенков М.А., http://www.afanas.ru,   Е-mail:mike@afanas.ru

Водный туризм > Мои отчеты > Куржма > Техническое описание

Краткие впечатления и рекомендации.

Приятная маловодная речка с одним хорошим порогом (Большой порог, он же - Дубненский каскад). Даже в июне воды мало, поэтому либо нужно идти в конце мая, либо ловить дождевые паводки, что из Москвы малореально. Оптимальные суда для летнего (маловодного) сплава - полиэтиленовый каяк, Егерь/Скаут, Щука, Ласточка. Для весеннего (полноводного) - полиэтиленовый каяк, Егерь/Скаут, кат-2. В любом случае не следует брать каркасные байдарки - в ключевых шиверах вероятность их намотать очень велика.

Оптимальный маршрут - от третьего со стороны Калевалы моста(под ним порожек с островком) до порога Колива. Проходится за один ходовой день (5часов, включая осмотры, страховку и фото-видео. Из них лишь полтора часа гладкой гребли!). Разумно при договорённости с транспортом стоять базовым лагерем, а проходить речку несколько раз на пустых лодках. Водопад в "Академике" допускает многократный короткий обнос слива вверх и катание в нём. Это - один из немногих "честных" водопадов такой высоты в Карелии. Припоминается лишь Пуло-порог на Шуе, но он(Пуло) не так удобен и более опасен (камни в сливе).

В знак благодарности первопроходцам - дубненским физикам - мы оставили их названия ключевых порогов: Атлас, Академик, Дубненский каскад. Сама же их лоция была почти полностью переделана, как мало соответствующая реальности (т.е. я просто написал свою).

Лоция Куржмы

УВП - условное время осмотра и прохождения порога (абстрактной достаточно организованной группой с видеофотосъемкой и страховкой).

ВПП - время от конца предыдущего препятствия если у последнего УВП>0 и от начала предыдущего препятствия если УВП=0

СВ - суммарное время от начала похода, включающее набежавшие от начала ВПП и УВП Удобно для планирования дневных переходов и стоянок.

Важное замечание: я старался приводить РЕАЛЬНЫЕ высоты сливов и падения порогов. Обычно в "карельских" отчётах принято завышать их раза в два. Поэтому не сравнивайте цифры "в лоб" - реально по крутизне ключевых участков с Куржмой может сравниться лишь "Карельский Башкаус" на Кутсайоки. Остальные карельские "двухметровые" сливы как правило оказываются сантиметров по 70-80 :-) ...

СВ ВПП УВП КС Объект Описание
0-00 0-00 0-05 1 + шивера от моста системы
0-05 0-00 0-05 1 + разбой"Злобный" перекаты и быстринки между островками
0-10 0-00 0-00 - протока в траве  
0-15 0-05 0-00 - озеро  
0-25 0-10 0-00 - выход из озера по правому берегу, а кажущийся издали выходом болотистый заливчик в дальнем конце озера - приток
0-30 0-05 0-20 непроход низкий мост обнос по правому берегу
2-00 1-10 0-00 1 + мост, порожек сразу за мостомпроход в средний пролёт, далее по струе, левее островка.
2-05 0-05 0-00 1 перекаты в сужении, сразу за ними - островки с берёзами.
2-10 0-05 0-10 2 - порожек-шивера каменистое сужение, мелко, слалом.
2-40 0-20 0-00 1 порожеккороткий и прямой, по струе сходу
2-45 0-05 0-05 2 входные шиверы "Дубненского каскада" без просмотра два поворота - далее чалка на мысу левого берега. Скоро вставлю схему. На словах: плёс, левый поворот - первый короткий шиверный участок, мелко, особенно на выходе, затем правый поворот - второй короткий шиверный участок, затем опять левый поворот - виден длинный шиверный участок, заканчивающийся на горизонте глыбами и скальным сужением. Вот на этом левом повороте (в начале длинного участка) и нужно чалиться.
2-50 0-00 1-10 4
осмотр обязателен
"Академик" Мощная входная шивера, далее входной слив с бочкой (высота примерно 0,4-0,5м, заход по центру), затем быстроток с валами в узком скальном желобе, заканчивающийся мощным узким водопадным сливом, высотой примерно 1,8-2,0м. Под сливом - глубокое безопасное "блюдце" в виде круглой чаши. Течение в чаше очень слабое, что сильно упрощает спасработы в случае оверкиля. Над водопадом на левом берегу есть место для стоянки, но от автодороги идёт тропинка.
4-00 0-00 1-00 4 -
осмотр обязателен
"Атлас"Почти двойник "Академика": сразу от чаши - шивера, затем входной слив с бочкой (высота примерно 0,4-0,5м, держаться правее), затем короткий скальный желоб и мелкий водоскат по кривой плите с бочкой, высотой примерно 0,9-1,0м. Есть короткий улов для зачаливания. С помощью хитрых манёвров под правым берегом можно водоскат обойти справа и скатиться по отлогой пене под основной бочкой, что мы успешно и сделали.
5-00 0-00 0-30 2 выходные шиверы "Дубненского каскада"Река расширяется и глубина катастрофически падает. Местами - проводка. Тем не менее опыт показал, что быстрее провести гружёные суда, чем таскать вещи по берегу - тропинки на этом участке нет, а берег извилист и местами болотист.
5-35 0-05 0-00 - мост  
6-00 0-25 0-05 2 + "Хирви" Шивера, по струе. Образует правый поворот, примерно под прямым углом, после первого "катета" можно зайти телемарком в улов в "вершине" у левого берега, откуда хорошо виден второй "катет".
6-30 0-25 0-30 3 -
осмотр желателен
"Колива" Локальный порог. Вдоль правого берега проходит дорога - можно закончить маршрут. Падение примерно 1,8 метра. Первые 0,9м падают в косых бочках слева и ровном чистом пологом сливе справа(где и нужно идти). Далее небольшая бочка и мелкий грязный слив с плиты через всю реку - чуть меньше метра. Прохождение по вкусу - слева и по центру гладко, но мелко, справа чуть глубже, но торчат камни. После порога - мелкая выходная шивера, и после короткого плёса - намёк на перекат
7-05 0-05 0-00 1 шиверка Сходу по струе
8-05 1-00 0-00 1 мост Конец маршрута. Перед мостом - шиверка.

Карты и схемы.

Карта - здесь. Схемы - позже.

Технический Дневник Куржмы

19 июня 2001.

17-50 мост у системы. Шивера. Мелко.
17-55 разбой "злобный"
18-05 озеро.
18-15 выход у правого берега.
18-20 низкий мост, начало обноса по правому берегу.
18-40 конец обноса.
Далее меандры, спокойные плёсы, только примерно в 19-20 и 19-25 - несложные завалы (прыгали через брёвна, но следующий ледоход может их и разобрать, а может и добавить), а в 19-40 - быстринка в сужении.
19-50 мост, сразу за ним - порожек, проход в средний пролёт, далее левее островка по струе. Можно без осмотра.
19-55 перекаты в сужении, в большую воду скорее всего будут валы. Сразу за ними - островки с берёзами.
20-00 начало "каньончика" - каменистое сужение, затем в нём порожек с достаточно равномерным падением - в нашу воду - слалом по мелкой шивере.
20-10 закончили прохождение шиверы. Плёс.
20-20 встали на ночёвку на правом берегу. Стоянка с воды неприметная, но очень приличная.

20 июня 2001.

12-55 вышли
13-05 порожек(перекат),короткий.
13-10 начало каскада "Дубненский",осмотрели первые два поворота с ЛБ.
13-30 пошли первые два поворота (мелкие шиверы).
13-35 прошли до начала "водопадной" прямой ("Академик"). Пошли её смотреть.
14-00 успешное прохождение катамарана, вещи не разгружали.
14-20 прохождение груженого "Егеря" закончилось килем под водопадом - перед самым сливом начало сносить вправо и на выравнивании потеряли скорость. Удар при падении со слива был солидный. Я попытался опереться на весло - оно сломалось об воду прямо у меня в руке (дюраль от "Салюта"). В эту, "безвёсельную" сторону нас тут же и положило. Выплыли в левый улов сами, без спасработ. Все вещи оказались на месте, утонула только отломанная лопасть весла.
14-30 решили пообедать прямо под водопадом. Пока дежурные делали обед, я приладил запасную лопасть и мы с Таней прошли водопад ещё раз, на этот раз успешно. Два гермомешка из четырёх выгрузили, а лодку занесли на десять метров выше слива. Пока мы садились, Вова держал нас на струе за чалку. Потом отпустил, и мы почти без разгона спрыгнули в водопад. Интересные ощущения.
16-00 закончили обед и начали осмотр "Атласа". Катамаран шел по-прежнему груженым, я же из-за мелкости основных сливов решил часть вещей и матроса с собой не брать. Все прошли успешно.
17-00 закончили прохождение "Атласа", начали продвижение по выходной шивере каскада. Кат шёл груженым, но медленно (садились на камни). Я шел пустым и быстрее, но зато много времени занял последующий обнос вещей - тропинки до конца шиверы нет и места болотистые. Видимо, правильнее нести по тропе от слива до автодороги, а по ней до моста. До него от конца шиверы около пяти минут сплава.
18-00 закончили прохождение шиверы и обнос вещей.
18-05 мост, впадение правого притока.
18-30 порог "Хирви" - шивероподобный, падение умеренное, прошли сходу, без осмотра примерно за 5 минут.
19-05 подошли к порогу "Колива", осмотрели его и встали на днёвку в 150 метрах выше его на левом берегу, "в окопах".

21 июня 2001.

Днёвка.

22 июня 2001.

09-50 вышли, прошли Каливу (сразу, т.к. осмотр был вчера и позавчера)
10-00 вышли из-под Каливы
10-05 шиверка с поворотом
11-05 мост, перед ним шиверка, чалились за мостом к правому берегу. Антистапель.

Выброска и заброска.

Мы перебрасывались на Куржму с Войницы не разбирая судов (а тремя днями раньше так же не разбирая судов с Писты на Войницу). Выбрасывались уже собранными с моста в Калевалу, далее баня, ужин, гостиница, доставка в Кемь к утреннему поезду (10-17).
В бане Ужин в баре
Весь транспорт похода, а так же гостиница и баня были заказаны заранее из москвы у фирмы Welt-Maailma. Калькуляцию всех расходов они мне даже прислали по факсу, так что это был первый поход, в котором ВСЕ затраты были полностью известны ДО похода(обратные билеты на поезд мы тоже взяли заранее). С этих мостов можно уехать и дешевле попутным транспортом, но он отличается большой нестабильностью: можно и полдня прождать - движение очень вялое. Доезжать нужно до Калевалы, оттуда примерно в 15-00 уходит единственный автобус в Кемь. Сесть (для не слишком большой группы) вполне реально, билеты - 72руб с носа.

Ещё один резон переночевать в Калевале - неудачное для москвичей расписание поездов в Кеми. Если ловить попутки до Калевальского автобуса, начинать надо рано утром, иначе можно не успеть к дневному автобусу. Затем четыре часа в автобусе. Измотанные автобусом туристы приезжают в Кемь вечером, а первый поезд на Москву - 4 утра. Потеряв ещё часов 8-10 на вокзале, вы вваливаетесь в сонный поезд, к пяти засыпаете, а в восемь-девять вас уже начинают будить шум проснувшихся пассажиров и жара в вагоне. Но самое интересное ждёт на следующее утро - часа в три утра Вас разбудит долбанутый проводник с категоричным требованием сдавать бельё и посетить туалет (закрывается примерно в 3-20 - 3-30). В четыре с минутами - Москва, высокие цены ночных таксистов, полдня потеряно ещё на "досыпание". В нашем же случае билеты взяты были заранее на поезд 10-17 (N111), в машину на мосту мы загружались в 17-00 (а не утром), отмылись в бане, переночевали чистыми, в 5 утра встали, позавтракали и быстро домчались к поезду (к 9-00). Час оставили в резерве на смену колеса, нехватку бензина и прочие дорожные глюки, а использовали его в Кеми для закупок продуктов в поезд. Следующую ночь в поезде тоже спали нормально, выспались (прибытие в 11-25) и дома уже не "досыпали".

Фотоальбом про выброску и Калевалу - здесь.

На главную страницу www.afanas.ru http://www.smartlamps.ru/ купить беспроводной звонок в москве звонки дверные купить. Права на все материалы сайта afanas.ru принадлежат Афанасенкову М.А. Перед копированием любых материалов ознакомьтесь с политикой сайта по этим вопросам! Хит-парад читателей сайта:
Разумно о фото
Разумно о фото (лайт)
На главную страницу www.afanas.ru