Тумча - дополнения (и только дополнения)

Здесь обсуждаются отчёты, лоции, и т.п., написанные автором сайта
Ответить
Аватара пользователя
afanas
Site Admin
Сообщения: 9419
Зарегистрирован: Пт окт 13, 2006 3:54 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

Тумча - дополнения (и только дополнения)

Сообщение afanas » Сб фев 03, 2007 7:25 pm

Здесь все сведения которые Вы считаете полезным дополнить к отчёту http://www.afanas.ru/myreport/tumcha/tum95to.htm

pickss7
Сообщения: 2
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 11:53 am
Откуда: С-Пб

Сообщение pickss7 » Ср фев 07, 2007 12:08 am

Тумча-2006. Путевые заметки.

Это не отчет о прохождении реки, и не классический дневник (день1, день2,......и
т.д.), это своего рода путевые заметки о маршруте, в которых автор хочет поделиться впечатлениями и сведениями, которых он при подготовке похода в Сети не нашел, и которые могут быть полезными для тех, кто выберет для себя этот маршрут в обозримом будущем. Необходимо понимать, что технические данные-расписания, цены, и особенно характеристики препятствий не остаются неизменными в течении длительного времени. Цены я пишу в рублях, курс $-26.80. Время проведения похода-28 июля-12августа 2006г.(включая дорогу)

Заброска.

Уезжали из Питера на 22 поезде в 0-10 с Ладожского вокзала. Прибытие в Кандалакшу около 22часов этого же числа. На вокзале сразу просят список группы, спрашивают куда едем, затем подходят таксисты и предлагают отвезти, но туда, куда им удобно. В нашем случае нам долго объясняли, что наверху воды нет, что вчера оттуда вернулись три группы, которые не смогли уплыть и что ехать надо на Голубые озёра. На Чертов мост тоже ехать не надо-что-то там тоже не так. До Голубых озер просили 2500 (4 человека+4 рюкзака), но можно поторговаться. Мы осмотрелись, обнаружили, что в 23-30 в Ковдор идет рейсовый Икарус, магазин у вокзала работает, посетили его и взяли билеты у водителя по 120р. Он сказал нам, что на погранзаставе перед Ковдором нас встретят и пересадят и отвезут. Езды примерно 1.5ч. Так и вышло. Погранцы нас ссадили очень вежливо, попросили подождать минут 15, сфотографировали нас по нашей просьбе у щита с надписью "пограничная зона", покурили, поболтали и выяснили, что сейчас на 6 заставу нас не повезут, т.к. кто-то из местных на коровьих копытах дёрнул в Чушку и действует режим какого-то усиления. На время его действия возят на приток р.Тунтсаниёки- р.
Вартсманиёкки. Он впадает в неё км. на 20 ниже классической точки старта. Длина от точки заброски до стрелки-примерно 35 км.-т.е. маршрут увеличивается на 15 км. Это можно посмотреть по карте из Атласа автомобильных дорог Мурманской области-отворот с шоссе Кандалакша-Ковдор на Слюду и от него проселок до пересечения с р. Вартсманийоки в точке "сараи".
Пока мы беседовали подъехал джип Фронтера с прицепом, вышел водитель, представился, мы обсудили цену с 1200 до 1000, ударили по рукам-и в путь! Ехать часа 3.5 примерно. На чём только не забрасывался, но на джипе-первый раз (к сожалению!). К 5 утра были на месте-водитель едет отлично-дорога та ещё. По дороге разговорились, у него есть полный набор техники для заброски в этом районе-"буханка", ЗИЛ-кунг, ещё что-то ну и джип этот. Попросил про него написать-пишу с благодарностью:
Тихомиров Владимир Фёдорович
Тел. Домашний:8-81535-77204
Тел. Мобильный:+7-921-7095939
Просил звонить вечером попозже


р. Вартсманийоки

Место стапеля-брод на месте бывшего моста через эту самую реку (сам мост лежит метров через200 ниже и грузиться удобнее с него). Место высокое, проветриваемое, натоптанное- местные, видимо, приезжают рыбачить по выходным и со стороны Ковдора и со стороны Алакуртти (дорога дальше идёт туда). Мы видели одну Ниву. Дров много, с материалом для рамы проблем нет. Есть грибы, в реке легко ловится форель. Если забраться на высокую гору, то есть связь через финскую Сонору. Сама река первые 20-25км.(по факту больше, т.к. петляет изрядно, а на карте эти мелкие петли не видны) течет в песчаном русле, ширина-метров 10-15, берега низкие (не болото, а смешанный лес, черничник, кустарник), форель. Затем берега становятся выше-песок, сосны, березки, река расширяется и не то чтобы мелеет, а русло становится каменистым, этакая сплошная мелкая широкая шивера без выраженной струи. Таких чудес км. 10-12, затем остатки моста и ещё км. через 2-3, после левого притока-стрелка с Тунтсайоки. Мы проплыли ровную часть за день, за следующий-меньше 10км. в режиме "сели-слезли-провели", а дальше трое шли пешком по берегу, а один плыл на кате с вещами иногда управляя веслом, а иногда слезая и стаскивая. В таком режиме мы за 3 часа добрались до стрелки с Тунтсайоки. Надо было сразу так!

р. Тунтсайоки (до Алакуртти)

Про эту часть маршрута много писать не буду-писано-переписано. Сделаю несколько замечаний общего характера.
Во-первых: в описаниях и на картах перечислена такая пропасть препятствий, что огромное количество времени уходит на обсуждение: это№28 или №29? Или этого камня нет в лоции? Всё это чушь-ориентироваться на реке стоит по островам, притокам и ходовым часам, а про эти "препятствия" забыть раз и навсегда-до Алакурти ничего смотреть не надо-плыви и плыви себе.
Во-вторых: река становится широкой, и катамаранным группам следует делать поправку в расчетах времени на встречный ветер-он реально может ухудшать Ваши ходовые показатели.
Перед Алакуртти рекомендуем стоять на правом берегу-дорога по нему проходящая неезжена давно-минимум год, в отличие от дороги по левому берегу, км. за 2-3 до поселка.

г. Алакуртти

В городе есть связь.
Для тех, кто захочет из Алакуртти забрасываться на Кутсу, сразу даём
координаты человека, рекомендованного нам водителем, о котором я писал выше:
Атаманенко Михаил Иванович
Тел. Домашний:8-81533-52215

Он начальник дорожного участка-практически к забору его конторы Вы пристанете перед ж/д мостом слева. Кстати этот мост теперь автомобильный. Человек этот реально существует-я заходил к нему на работу и разговаривал с ним лично.
Во всех отчетах и описаниях, которые мы прочли, повторяется пугало о грабежах и разбоях в этом городишке. Однако ни в одном не написано, что это случилось лично с теми, кто эту информацию дает. Сейчас ситуация такова: некоторые группы заезжают прямо в Алакуртти, собираются там и идут вниз, некоторые остаются там на 2-3 дня кататься и уходят позже, закупив продукты в местных магазинах. При нас вставала приехавшая группа из Н. Новгорода, на следующий день приехала ещё группа, мы ночевали там с субботы на воскресенье прямо под забором "генеральской дачи", днем в субботу ходили по магазинам, поздно вечером перетаскивали вещи от моста до этой дачи (так удобнее и короче чем по берегу-обносишь сразу 2 порога-Первенец и Падун), в воскресенье опять ходили в магазин и на рынок за кедами-люди как люди. Мы поговорили с солдатиками из обслуги, которые ловили рыбу там, где мы вставали после прохождения, и они нам сказали, что год, что-ли, назад у местных была заморчка с туристами из Москвы, они бросили в реку наверху какую-то кислоту и потравили рыбу-так вот их догоняли по реке. Атаманенко сказал мне, что местные пацаны подворовывают, бывает у туристов, если те подопьют до бессознания-но этого где нет, а вообще местные не выбираются дальше 17-го км. по дороге вдоль реки вниз (по реке это км. 12)-там на реке появляется несколько островков и хорошая рыбалка. Мы потом это место проходили, и, действительно, пару пикников в кустах сидело. За нами никто вниз не пошел, хотя мы с ними здоровались и разговаривали. Вообще там ещё км. через 5 бывший летний лагерь дивизии, которая раньше стояла в Алакуртти на левом берегу и остатки моста разрушенного, так что по левому берегу хорошая грунтовка ещё по крайней мере км. 10 идет(от этих островков считая), а дальше мы не смотрели. Мы после Алакуртти стояли у этого моста и походили там вокруг. Там вообще почти везде подъезды к реке есть почти до Кутсайоки но не стоит все время ждать беды-это не отдых будет, а мания и фобия.

Выброска

Здесь остановлюсь на одной тонкости. От Шляпы ходят аж 3 катера до Зареченска, НО катер отчаливает только когда набирает 20 человек по 350р. с носа, либо 6000 р. Поэтому те, кто считает дни, должны учитывать, что возможно придется подождать попутчиков. Нам пришлось переночевать на Шляпе, хотя мы пришли туда к обеду. Правда прощальный ужин скрасила отличная погода и магазин на пристани. До Зареченска катер идет часа 2.5, на пристани уже ждет разнообразный транспорт. Мы уехали за 1700 с 4-х. на всякий случай даю координаты человека в Зареченске:
Глазков Валерий Иванович
Тел. Домашний:8-81533-60567

Работает на какой-то базе прямо напротив стоянки катера на правом берегу.
Рекомендация нашего водителя.
Наш маршрут по воде считая стапель до последней ночёвки на Шляпе занял 12 дней включая 3.5 дневки (одна была лишней) Около 12ч. отплыли от Шляпы, около 15 были в Зареченске, к 19 в Кандалакше, на 21-30 взяли билеты на Питер и через 22часа высадились на Ладожском вокзале. Билеты из Кандалакши на 50р. дороже, чем из Питера. Почтампт в Кандалакше работает до 19-00.
федор

Ответить