На главную страницу www.afanas.ru

ИП без проблем

или личный опыт открытия и обслуживания собственного ИП

Автор: Афанасенков М.А., http://www.afanas.ru,   Е-mail:mike@afanas.ru

ВНИМАНИЕ! Замечание оcени 2015года! Материал в значительной мере потерял актуальность и представляет скорее исторический интерес! Упомянутый банк закрылся, а упомянутая онлайн-бухгалтерия взвинтила цены в несколько раз, поэтому многие рекомендации либо невыполнимы, либо неоптимальны.

Для кого это может быть интересно.

Автор этих строк сдаёт свою московскую недвижимость, а также продаёт текстовые ссылки со своего сайта.

В подобном положении находятся и другие т.н. "самозанятые" граждане, подрабатывающие сдачей квартир, репетиторством, частными тренингами, изготовлением сайтов, мелким ремеслом и т.п. Объединяет их (нас) отсутствие наёмных работников и относительно невысокие (по меркам юридических лиц) обороты. Многие предпочитают работать за наличные "вчёрную", не заморачиваясь о каких-то налогах, легализации и т.п. Однако, с ростом технической оснащённости Большого Брата, риски нелегальной деятельности непрерывно растут. С другой стороны, при попытке выяснить что-то про легализацию, на будущего бизнесмена обрушивается (в т.ч. и из интернета) рой юристов, консультантов и бухгалтеров, наперебой предлагающих зарегистрировать и обслужить, и убеждающих, что без них придётся убить всю оставшуюся жизнь на стояние в очередях в налоговые, а все оставшиеся деньги - на штрафы за неправильное ведение бухучёта. Но стоимость их услуг сводит на нет весь смысл мелкого бизнеса - не по карману частнику-одиночке иметь собственного бухгалтера, не говоря уже о юристе. Да и страшные фразы "ведение бухучёта" и "сдача отчётности" сами по себе внушают ужас неподготовленному предпринимателю. В итоге многие, почитав все эти "страшилки", возвращаются "в тень", надеясь "на авось".

Меж тем, автор на собственном опыте проверил, что существует относительно простое и недорогое решение всех этих проблем. И этим решением пользуется уже три года, и очень доволен. Называется это решение - онлайн-сервис МОЁ ДЕЛО

ПРИМЕЧАНИЕ для "продвинутых" интернет-пользователей. Не торопитесь хихикать "ага-а, реферальная ссылка - джинса галимая". Да, ссылки будут реферальные, но советы совершенно искренние, и действительно из трёхлетнего успешного опыта использования, причём я даже знакомым ещё пару ИП открыл с помощью того же сервиса, когда никаких партнёрок и в помине не было, плюс сэкономил уйму денег на банковском обслуживании... Ну, а чтобы не обидно было нажимать на ссылку, тому, кто зарегистрируется по ней в октябре 2014г, я вышлю промо-код на скидку 10% при оплате. Просто запросите код по почте.

Ну-с, а теперь начнём по порядку...

Регистрируем ИП.

Нас будет интересовать не просто ИП ("индивидуальное предприятие", оно же "индивидуальный предприниматель"), а обязательно ИП на упрощёнке (это важно). В Москве его регистрирует специально выделенная налоговая ФНС №46 на ст.Трикотажной, независмо от округа, в других регионах придётся погуглить. В эту налоговую нужно отнести некий пакет документов. Подготовить этот пакет можно совершенно БЕСПЛАТНО в упомянутом сервисе "Моё дело", там есть отдельный сервис - регистрация ИП. Там же Вам напомнят полный состав списка, напомнят что куда платить и куда нести. Не забываем, что заявление на упрощёнку ОБЯЗАТЕЛЬНО надо подать СРАЗУ при сдаче документов. Иногда можно прочитать, мол, "никогда не поздно", но в моей практике уже был неприятный случай (не со мной). Предпринимателя пытались оштрафовать за несдачу ОБЩЕЙ отчётности (т.е. не упрощённой одной декларации, которую он как раз сдал, а ПОЛНОГО пакета всех бухгалтерских отчётов) за те несколько дней между регистрацией и переходом на упрощёнку. Ну и что, что деятельности нет - нужна полная, хоть и нулевая, отчётность. А нет её - нарушение, блокировка счёта и т.п. Так что лучше не нарываться и хранить заявление о переходе на упрощёнку, принятое ТЕМ ЖЕ ЧИСЛОМ, что заявление на регистрацию - тогда у налоговой не будет оснований что-то лишнее требовать. Кстати, та же логика действует и при переходе на патент (мало для кого он возможен, и даже из "возможных" далеко не всем нужен, поэтому подробно его рассматривать не буду) - за те несколько дней между оформлением упрощёнки и выдачей патента лучше потом сдать нулевую "упрощённую" декларацию.

Открываем счёт.

Читателя, привыкшего приходить в банки как физическое лицо, ждёт неприятный сюрприз. Если практически все банки открывают "физикам" счета бесплатно, за вклады даже приплачивают, деньги возвращают без комиссий и т.п., то обслуживание юридических лиц (а ИП для банков относится именно к ним) представляет собой неприкрытый "грабёж". За открытие счёта, за ведение счёта, за каждую справку, каждую выписку, каждый платёж, каждое снятие наличных взимается комиссия. Если "не глядя" открыть расчётный счёт в ближайшем банке, можно очень прилично потратиться совершенно на пустом месте - например 1000 за открытие, 1000 ежемесячно за ведение счёта и плюс 1000 ежемесячно за интернет-банк . Для ООО-миллионника плюс-минус пара тысяч роли не играют, но для фрилансера с месячной подработкой в 30тысяч это уже почти 7% вообще по сути ни за что - непозволительная роскошь. Есть конечно "заманчивые" предложения всего бесплатно и через интернет, но это банки из шестой-седьмой сотни с непроверенной репутацией и высоким риском отзыва лицензий. Меж тем есть совершенно бесплатное, удобное, и при этом надёжное решение.

Если читатель живёт далеко от Москвы, СПетербурга, Екатеринбурга, Самары и Нижнего Новгорода, советы из этой главы ему придётся пропустить, и воспользоваться Яндексом. Ну, а мы продолжим...

В указанных выше городах есть отделения СБ-Банка. Не путать со сбербанком :) Банк относительно крупный, из первой сотни, с очень удобным интернет-клиентом. Если прийти в него "с улицы", как юрлицо, ничего особенного - "обдерёт" как все. Но есть "чёрный ход" -  тариф "Моё дело", которым я и пользуюсь вот уже три года. На этом тарифе открытие и обслуживание счёта БЕСПЛАТНО. Чтобы им воспользоваться, нужно иметь оплаченный эккаунт в сервисе "Моё дело". Если Вы ещё не зарегистрированы там - регистрация в сервисе. Выбираем тариф "УСН+ЕНВД "Без сотрудников" и оплачиваем. Затем уже из системы распечатываем сертификат для СБ-банка и несём в банк. Напоминаем операционисту, что нас интересует именно тариф "Моё дело", и что сразу нужен интернет-банк. Ещё удобно сразу открыть счёт (по сути - вклад до востребования) физлица и тоже с интернет-банком. Счёта откроют бесплатно, возьмут только за копирование уставных документов чуть-чуть. И то не сразу, а по безналу после первого поступления денег на счёт. После активации интернет-банка нужно наладить связь с сервисом "Моё дело" (описано в подсказках). В итоге мы получим не просто бесплатное банковское обслуживание. Мы "в нагрузку" получим автоматический экспорт-импорт платёжных документов и выписок  из бухгалтерии в банк и обратно, что чрезвычайно удобно. Позже мы к нему вернёмся...

Начинаем работать.

С сервисом можно работать в двух условных "режимах" - полного документооборота и налогового учёта. Это зависит от специфики конкретной деятельности.

Лично мне не требуется для ТЕКУЩЕЙ деятельности выписывать счета, накладные, договора и т.п., я просто принимаю на расчётный счёт регулярные платежи и плачу налоги. Поэтому я не использую значительную часть функционала системы. Я просто время от времени импортирую выписки из банка - для этого даже не нужно заходить в интернет-банк, в системе автоматически появляется извещение: импорт выписки импорт платёжек

На главной странице сервиса есть налоговый календарь - там оперативно появляются рекомендации какой налог и до какого срока платить. Если все доходы за соответствующий период поступили, налог можно расчитать и уплатить и раньше срока, главное, чтобы не позже. Расчёт производит система сама, но на каждом шаге предлагает её проверить, не забыла ли она что-то. Всё это на естественном русском языке, без бухгалтерских жаргонизмов, если все доходы и платежи в бюджет внесены, как правило требуется просто нажимать "далее". В итоге система САМА расчитает налоги и сформирует нужные платёжки  и предлагает их оплатить кучей способов, среди которых в том числе и квитанция в сбербанк, и Яндекс-деньги, и много чего ещё, но удобнее всего, (имея счёт в СБ-банке), нажать на кнопочку "экcпортировать в интернет-банк". Получится вот что: экспорт платёжек

Если мы теперь откроем интернет-банк, мы увидим следущее: импорт из Моё дело

Остаётся только подписать платёжку электронной подписью и отправить. Все изменения КБК, очерёдностей платежа, ОКПО, форм платёжек и прочей дребедени система оперативно отслеживает сама. От пользователя только требуется один раз корректно ввести платёжные реквизиты своей налоговой и пенсионного фонда.

Раз в год система предлагает сдать отчётность. Необходимые документы формируются автоматически. Остаётся только распечатать и отнести. Теоретически можно один раз оформить электронный документооборот и все отчёты вообще система сама будет отправлять в электронном виде прямо в налоговую. Но лично я предпочитаю иметь твёрдые копии со штампиками. Зная нашу бюрократию, мне так спокойнее, а раз в год появиться в налоговой не слишком накладно. Сейчас там ничего даже не спрашивают - если документы кажутся непротиворечивыми и верно оформленными (а из системы "Моё дело" они иными и не бывают), в окошке просто ставят штампик на Вашей копии и всё, в тонкости никто не влезает. Последние три года даже очередей особых я не замечал, если конечно не сдавать в последнюю неделю... Да, и не забудьте одновременно с печатью годовой декларации распечатать и прошить годовую КУДИР (в системе подскажут как это сделать). Вот и весь "ужас бухгалтерского учёта" - ничего сложного.

Как уже говорилось в начале главы, можно с помощью системы решать и бОльший круг задач - вносить контрагентов с реквизитами, печатать с ними стандартные договора на основе шаблонов, составлять счета, накладные, привязывать к ним платежи и т.п. В итоге кроме учёта налогов, получаем и удобную "печатную машинку" для стандартных документов, все документы оформлены правильно, а заодно ведётся реальный учёт кто кому сколько должен и т.п. При этом, в отличие от 1С, тут и сам интерфейс сделан более "человеческим", и, если надо, всегда можно обратиться за консультацией.

Вывод денег.

Из-за патологического страха перед "обналичкой" большинство банков очень не любят снятие наличных, причём мало того, что со счетов юрлиц, так даже с ТЕКУЩИХ счетов физлиц (если деньги пришли "снаружи", а не с вклада). Нужно внимательно следить за комиссиями. Поэтому, прежде чем открывать чековую книжку или дебетовую карту юрлица, продумайте всю цепочку, чтобы она была без комиссий. Типичная "уловка" - промежуточный вклад системы "комфортный/мобильный/расчётный"(ну т.е. с возможностью пополнения и снятия до минимального остатка). На него можно перевести либо с текущего счёта, либо вообще "снаружи" (если банк позволяет), а снятие (в т.ч. переводом на дебетовую карточку) - уже без комиссии - ибо вклад. Я лично как раз пользуюсь последним вариантом - перечисляю из СБ-банка (ИП, юрлицо) сразу "наружу", в другой, крупный банк, но не на счёт, а на вклад(физлицо). И сразу со вклада на дебетовую карту(физлицо) и бегом в банкомат. Комиссия только одна - 30 рублей за внешний перевод с юрлица, что для типичных моих снятий составляет 0,05%. Можно было и дешевле, но зато у этого "другого крупного" банка банкоматы у меня во дворе, в Москву ехать не надо из моей деревни, деньги на дом...

Итоги.

Всего за 600 рублей в месяц (что сравнимо с типичным банковским обслуживанием юрлица) Вы можете кроме этого самого обслуживания иметь бухгалтерскую систему, экспорт-импорт с банком, бесплатные консультации бухгалтеров-экспертов (все ходы записаны и ответственность застрахована, это не просто бла-бла на форуме), вовремя и правильно уплаченные налоги, автоматически генерируемые налоговые декларации и КУДИР. Что касается налоговых затрат, то лично я, к примеру, "теряю" ровно 6% от дохода, и ни копейкой больше. При не слишком маленьких доходах страховые взносы ПОЛНОСТЬЮ вычитаются из 6%-ного единого налога, поэтому дополнительных затрат не создают. Зато можно спать спокойно :) (C)   Ну и, конечно, 6% - это заметно меньше, чем 13% НДФЛ, которые упорно рекомендуют платить всем сдающим квартиры со страниц популярных СМИ.

 

 

 
На главную страницу www.afanas.ru ОФОРМЛЕНИЕ ЗА НАШ СЧЕТ, срочный выкуп авто москва. Права на все материалы сайта afanas.ru принадлежат Афанасенкову М.А. Перед копированием любых материалов ознакомьтесь с политикой сайта по этим вопросам! Хит-парад читателей сайта:
Разумно о фото
Разумно о фото (лайт)
На главную страницу www.afanas.ru